Международный день борьбы с коррупцией


skachannye-fajly-9

Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генассамблеей ООН и отмечается

ежегодно 9 декабря.

В этот день в 2003 г. была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

Российская Федерация присоединилась к государствам, которые приняли на себя обязательства по эффективному предупреждению коррупции и борьбе с ней, в 2006 году, ратифицировав Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию ООН против коррупции. Кроме того, с тех пор в стране поощряется честность и неподкупность, ответственность.

Термин «коррупция» имеет латинские корни (corrumpere — растлевать, corruptio — подкуп, порча) и обычно обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» сформулированы основы предупреждения этого явления и борьбы с ним. Документ определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением или полномочиями, дачу или получение взятки, коммерческий подкуп или другое незаконное использование служебного положения.
Говорить о коррупции можно тогда, когда действия совершены с целью:

— получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества;
— получения услуг имущественного характера;

— получения иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Действовать лица должны вопреки законным интересам общества и государства. Коррупционным также является действие лица с использованием должностного положения в том случае, если оно происходит через использование другого имени или в интересах юридического лица. Стоит отметить, что предоставление имущественных выгод должностному лицу в указанных выше целях другими физическими лицами — это тоже коррупция.

Президент РФ своим Указом определил основные направления государственной политики в области противодействия коррупции на 2016–2017 годы. Все они содержатся в Национальном плане. Так, предусмотренные мероприятия направлены на повышение эффективности работы органов власти, информационно-пропагандистских и просветительских мер, цель которых — создать в обществе атмосферу нетерпимости к коррупционным проявлениям.

На основании приказа Генерального прокурора РФ, органы прокуратуры рассматривают коррупцию как одну из системных угроз безопасности страны. Поэтому предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений являются одной из важнейших задач надзорной деятельности прокуратуры

В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Путин В.В. еще раз акцентировал внимание на том, что «ни должности, ни былые заслуги не могут быть прикрытием для нечистых на руку представителей власти».

Вопросы противодействия коррупции находятся в центре пристального внимания и органов прокуратуры района.

Особое значение придается организации прокурорского надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства на местах и повышению эффективности взаимодействия горрайпрокуроров со всеми правоохранительными структурами по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений.

С начала года органами прокуратуры района при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в сфере противодействия коррупции выявлено 168 нарушений.

В этой связи прокурорами внесено 54 протеста, 53 представления, по результатам рассмотрения которых 52 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 2 лиц привлечены к административной ответственности, в суды предъявлено 13 заявлений.

На Межведомственных рабочих группах, осуществляется постоянный мониторинг статистических и иных данных, материалов прокурорских проверок, проверок правоохранительных и контролирующих органов, уголовных, гражданских, арбитражных дел, публикаций средств массовой информации и других источников, характеризующих состояние законности и криминогенную ситуацию в вопросах противодействия коррупции.

За истекший период 2016 года в правоохранительных органах Предгорного района зарегистрировано 11 (из них, в СК – 11) сообщений о преступлениях коррупционной направленности.

По результатам рассмотрения указанных сообщений о преступлениях следственными органами было возбуждено 11 уголовных дела.

Расследовалось большинство уголовных дел о коррупции, в частности, по дачам взяток (7 уголовных дел).

Основные усилия оперативных служб направлены на пресечение так называемых «классических» проявлений коррупции, как получение взятки, дача взятки и коммерческий подкуп, мошенничество.

За истекший период 2016 года Предгорным районным судом рассмотрено 10 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 11 лиц, постановлено 10 обвинительных приговоров в отношении 11 лиц.

За истекший период 2016 года по 6 рассмотренным уголовным делам в отношении 6 лиц по ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ назначены наказания в виде штрафа, по 2 рассмотренным уголовным делам в отношении 2 лиц по ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ назначены наказания в виде лишения свободы со штрафом с применением ст. 73 УК РФ, условно, по 1 уголовному делу в отношении 1 лица по ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 291 УК РФ назначено наказание в виде исправительных работ и по 1 уголовному делу в отношении 2 лиц по ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 159 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы условно, со штрафом.

Прокуратура района свою деятельность по правовому просвещению населения, направленному на формирование антикоррупционного поведения, рассматривает как неотъемлемую часть профилактики коррупционных правонарушений и преступлений.

За истекший период 2016 года прокуратурой района всего проведено лекций, бесед и иных мероприятий по правовому просвещению на антикоррупционную тематику — 351, из них совместно с общественными организациями – 14

За истекший период 2016 года всего в СМИ прокурорскими работникам опубликовано и озвучено всего 191 информация разъяснительного характера, о результатах надзорной деятельности в сфере противодействия коррупции, направленных на формирование антикоррупционного поведения населения, в том числе на интернет-сайтах 82 , на радио 43, на телевидение 38 и в печати 28.

Такая работа позволяет определить приоритетные направления совместной деятельности всех ведомств и разрабатывать наиболее эффективные пути решения проблемных вопросов.

Борьба с таким опасным социальным явлением, как коррупция, разъедающим экономические и моральные устои общества, собирает под свои знамена все добропорядочные силы общества, ратующие за процветание и благоденствие России и ее народа!

Об ограничениях в отношении государственных и муниципальных служащих после увольнения и обязанностях работодателя

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение предусмотренных законом работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение предусмотренных законом работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом  № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ответственность за коррупционные правонарушения и преступления.

Коррупция — сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить все ее существенные признаки.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ          «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами  и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица».

Характерными признаками коррупции являются:

1) использование публичным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;

2) получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица;

3) наличие корыстной цели (получение имущественных выгод) или личной заинтересованности в неправомерных преимуществах имущественного или неимущественного характера.

4) причинение вреда интересам личности, организации, государства либо угрозы такого причинения.

Так, к коррупционным проявлениям в деятельности муниципальных служащих отнесены:

—    использование муниципальным служащим своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;

—    предоставление не предусмотренных законом преимуществ  при поступлении на муниципальную службу и продвижении по муниципальной службе;

—    неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности;
—    использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

—    требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;

—    нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

— дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания и протокольных мероприятий;

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает шесть составов преступлений коррупционного характера, предусмотренных за коррупционные проступки:

ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Злоупотребление полномочиями»;
ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Коммерческий подкуп»;

ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Злоупотребление должностными полномочиями»;

ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Получение взятки»;

ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Дача взятки»;

ст. 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Посредничество во взяточничестве»;

ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации  — «Злоупотребление полномочиями».

За вышеуказанные преступления законодателем определены меры наказания: штраф, ограничение свободы, принудительные работы, как реальное, так и условное лишение свободы.

Кроме того, законодателем предусмотрена административная ответственность.

Так, помимо понятия взятка в действующем российском законодательстве используется такое понятие как «незаконное вознаграждение от имени юридического лица».  В соответствии со статьей 19.28. КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные  передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу  денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Меры ответственности за получение и дачу взятки

Что такое взятка — материальные ценности, принимаемые должностными лицами (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуга за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя.

Что может быть отнесено к понятию взятка — это деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Кроме того, к понятию взятка могут быть отнесены услуги — лечение, ремонтные и строительные работы, туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости

Действия должностного лица квалифицируются также как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия.

К словам и выражениям служащего работника, которые могут быть восприняты как просьба о взятке, относятся: «ну что будем делать?», «спасибо на хлеб не намажешь», «можно договориться», « спасибо, нет такой купюры» и др.,

Какие могут быть предложении я о взятке: так, в ходе разговора  можно понять, что  взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке; размер взятки не озвучивается; однако цифры могут быть написаны на листке бумаги; взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, сверток.
Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой заработной платы взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

В Уголовном кодексе РФ есть следующие преступления, связанные со взяточничеством:

•    получение взятки (ст.290 УК РФ),

•    дача взятки (ст.291 УК РФ),

•    посредничество при взяточничестве (ст.291.1 УК РФ),

•    коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ),

•    провокация взятки или коммерческого подкупа (ст.304 УК РФ).

Что необходимо сделать после свершившегося факта взятки:

Прежде всего, уведомить работодателя,  органы  прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему  каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, в том числе предложение и вымогательства взятки (ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

При получении гражданским служащим предложения о совершении коррупционного правонарушения он обязан незамедлительно, а если указанное предложение поступило вне служебного времени, при первой возможности представить уведомление о склонении к коррупционному правонарушению

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Так как при невыполнении государственным гражданским служащим обязанности по уведомлению о случаях предложения ему (вымогательства) взятки является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

По вопросу конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим этой должностной (служебной) обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе  понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 9-11 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции).

Об антикоррупционной экспертизе

Одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.
Целью проведения антикоррупционной экспертизы является устранение из правовых актов коррупциогенных факторов — положений нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

Антикоррупционная экспертиза проводится нижеуказанными органами.
Органами прокуратуры — в отношении правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Органами юстиции — в отношении проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленных  федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями — при проведении их правовой экспертизы; нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований — при их государственной регистрации; нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органами, организациями, их должностными лицами — в отношении принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Органами прокуратуры РФ в соответствии с требованиями действующего законодательства и ведомственных приказов на постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов.

По результатам антикоррупцонной экспертизы проектов нормативных актов изготавливаются заключения, содержание которых не является основополагающим при принятии решения по проекту нормативно-правового акта.

Однако, в случае принятия нормативно-правового акта, не соответствующего действующему законодательству, прокурором приносится протест, требования которого (об изменении либо об отмене нормативно-правового акта) подлежат обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке и согласно методике, определенных  постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции

Статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия данному негативному явлению отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

В целях активизации этого процесса с 1 января 2013 года действует ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Данная обязанность распространяется на все организации (юридические лица) не зависимо от их форм собственности, организационно-правовой формы, то есть не только на государственные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общественные организации.

Часть 2 статьи содержит примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации:

— определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

— сотрудничество организации с правоохранительными органами;

— разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

— принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

—  предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

— недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике.

Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.

Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе:

— сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

— нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие;

— обзор типовых ситуаций конфликта интересов;

— типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционная хартия российского бизнеса.