Разъяснение законодательства за декабрь 2015 года

Конституционный Суд РФ защитил права вкладчиков банков

КС РФ проверил конституционность п. 1 ст. 836 ГК РФ и вынес соответствующее Постановление 27.10.2015 №28-П. В силу п.1 ст.836 ГК РФ договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. При этом письменная форма считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Поводом к рассмотрению дела послужили жалобы граждан, которые являясь вкладчиками банков и заключив с последними договоры банковского вклада под большие проценты, не смогли вернуть свои деньги, так как суды признали договоры ничтожными, ссылаясь на их несоответствие типовой форме договора и правилам оформления вклада. Так, имели место случаи заключения договора с директором дополнительного офиса банка, который не был уполномочен на совершение сделок, а также несоблюдение требований к форме договора при отсутствии иных доказательств фактической передачи банку денежных сумм, составляющих размер банковского вклада.

КС РФ подчеркнул, что суд не вправе квалифицировать как ничтожный или незаключенный договор банковского вклада с гражданином на том лишь основании, что он заключен неуполномоченным работником банка и в банке отсутствуют сведения о вкладе, в тех случаях, когда разумность и добросовестность действий вкладчика при заключении договора и передаче денег не опровергнуты. Суд отметил в постановлении, что граждане-вкладчики как сторона в договоре банковского вклада обычно лишены возможности влиять на его содержание, что для них является ограничением свободы договора, и потому требует соблюдения принципа соразмерности. 

По результатам рассмотрения дела КС РФ признал, что п. 1 ст. 836 ГК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку его положения о требованиях к форме договора банковского вклада по своему смыслу не препятствуют суду на основании анализа фактических обстоятельств конкретного дела признать требования к форме договора банковского вклада соблюденными, а договор — заключенным. Суд допускает такую возможность, если будет установлено, что прием от гражданина денежных средств для внесения во вклад подтверждается документами, которые были выданы ему банком. При этом в тексте таких документов должен быть отражен факт внесения соответствующих денежных средств. В данном случае должно быть учтено также разумное и добросовестное поведение гражданина.

Решения судов по искам обратившихся граждан должны быть пересмотрены с учетом позиции Конституционного суда РФ.

Ответственность коллекторов за нарушения действующего законодательства

В связи с принятием Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и установлением ограничений для коллекторов действующим законодательством предусмотрены и санкции за их нарушение.

Так, в соответствии со ст. 14.57 КоАП РФ совершение юридическим лицом, с которым кредитор заключил агентский договор (предусматривающий совершение таким лицом юридических и (или) иных действий, направленных на возврат возникшей по договору потребительского кредита (займа) задолженности), действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа) и не предусмотренных законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Применение мер административной ответственности связывается в данном случае именно с существующим агентским договором. 

Если коллекторское агентство получило требование в порядке уступки, названные санкции к нему неприменимы, равно как неприменимы они и к собственно займодавцу (кредитору).

Кроме того, в действиях коллекторов, не соблюдающих закон, могут содержаться признаки составов преступлений, в частности, самоуправства (ст. 330 УК РФ), вымогательства (ст. 163 УК РФ), нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ), неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ), принуждения к совершению сделки (ст. 179 УК РФ).

Работа коллекторских агентств должна отвечать требованиям закона!

В силу положений Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», коллекторские агентства вправе совершать действия, направленные на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), используя при этом:

— личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

— почтовые отправления по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита, телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.

При этом действующее законодательство допускает совершение коллекторами действий, направленных на возврат задолженности, с какими-либо иными лицами, имеющими отношение к должнику или лицу, предоставившему обеспечение. Т.е. встречи и иное общение коллекторов с друзьями, родственниками, соседями, сослуживцами и руководством должника с целью побудить вернуть долг не законны.

Непосредственное взаимодействие не допускается, если оно направлено на исполнение заемщиком обязательства по договору, срок исполнения которого не наступил, за исключением случая, если право потребовать досрочного исполнения обязательства по договору предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» установлены отдельные ограничения осуществления отдельных методов коллекторской деятельности.

Так, запрещено непосредственное взаимодействие или взаимодействие посредством коротких текстовых сообщений, направляемых с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита, которое указано при заключении договора потребительского кредита (договора, обеспечивающего исполнение договора потребительского кредита или о котором кредитор был уведомлен в порядке, установленном договором потребительского кредита).

Кредитор, а также лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, не вправе совершать юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору потребительского кредита (займа), а также злоупотреблять правом в иных формах.

В силу положений п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» при непосредственном взаимодействии с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, обязаны сообщать фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) или наименование кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, или место нахождения, фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) и должность работника кредитора или лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, который осуществляет взаимодействие с заемщиком, адрес места нахождения для направления корреспонденции кредитору и (или) лицу, осуществляющему деятельность по возврату задолженности.

Об уступке требования по кредитному договору

Согласно п.1 ст. 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК РФ).

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ). При этом, для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако, если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае в силу п.3 ст.382 ГК РФ исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.

В силу ст. 383 ГК РФ переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

Право требования долга по кредитному договору может быть передано кредитором (банком) третьему лицу (в том числе коллекторскому агентству), если в кредитном договоре не был предусмотрен запрет или ограничение на передачу прав и (или) обязанностей третьим лицам.

Закон не возлагает на стороны сделки по уступке права требования обязанности уведомлять должника о переходе права, такой переход действителен вне зависимости от того, уведомлен должник о нем или нет. Однако такое уведомление в интересах нового кредитора, так как пока должник не уведомлен надлежащим образом (письменно) о переходе долга, он вправе уплатить долг прежнему кредитору (банку).

Более того, должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу, а кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования (п. 2 ст. 385 ГК РФ).

В случае отказа банка от принятия долга и во избежание излишней просрочки исполнения в период выяснения надлежащей личности кредитора, должник вправе исполнить обязательство путем внесения суммы долга в депозит нотариуса. Это право предоставляется должнику п. 1 ст. 327 ГК РФ, в частности, в ситуации, когда обязательство не может быть исполнено должником вследствие очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству или уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны. Внесение денежной суммы или ценных бумаг в депозит нотариуса или суда считается исполнением обязательства. Нотариус , в депозит которого внесены деньги или ценные бумаги, извещает об этом кредитора (п. 2 ст. 327 ГК РФ).

Переход права требования долга, возникшего из кредитного договора, к третьему лицу не означает изменение размера обязательства. Должник по прежнему несет ответственность только в том размере, которая была установлена кредитным договором.

Кроме того, согласно ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику — физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. Поэтому сумму долга с учетом процентов по кредиту и неустойки нужно определять исходя из условий кредитного договора.

Ответственность юридических лиц за незаконный оборот наркотиков

Юридическое лицо может быть ликвидировано в связи с незаконным оборотом наркотиков на его территории. Ликвидация юридического лица по указанным основаниям регламентирована ст. 51 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрена возможность ликвидации юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ.

Согласно её требованиям, в случаях непринятия юридическими лицами, занятыми деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях юридических лиц либо иным неоднократным нарушением законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях указанных юридических лиц эти юридические лица по решению суда могут быть ликвидированы.

Органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, указанные в пункте 1 статьи 41 указанного Федерального закона, или органы местного самоуправления вправе предъявить в суд требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 1 приведенной статьи, в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно её требованиям ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. 

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. 

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков на основании статьи 29.13. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. 

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

По итогам расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на основании статьи 158 части 2 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Безопасность труда работников жилищно — коммунального хозяйства теперь будет охраняться законом

В Российской Федерации впервые установлены правила по охране труда в жилищно — коммунальном хозяйстве, в которых прописаны обязанности работодателя по обеспечению охраны труда работников, перечислены вредные и опасные производственные факторы. Указанные правила регулируются Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.07.2015 № 439н.

Согласно данным правилам к выполнению работ в сфере ЖКХ допускаются только лица, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Предусмотрены обязательные предварительные медосмотры для допуска к работам во вредных и опасных условиях труда.

Работники должны быть обеспечены специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты.

Работы повышенной опасности выполняются в соответствии с нарядом-допуском. Определен перечень таких работ. Приведены требования к оформлению наряда-допуска.

Прописаны требования к зданиям, территориям, производственным помещениям, размещению оборудования и организации рабочих мест.

Работодателям предписана обязанность оборудовать по установленным нормам санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время, создать санитарные посты с аптечками.

Установлены правила выполнения различных видов работ. Так, при уборке улиц дворник должен быть одет в сигнальный жилет. При уборке проезжей части участки работ следует оградить дорожными знаками. При очистке крыш зданий от снега и льда необходимо оградить тротуар, выставить дежурного для предупреждения людей об опасности.

Увольнение за появление на работе в состоянии опьянения

Согласно пп. «б» п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения дает работодателю право расторгнуть трудовой договор с таким работником.

Под появлением на работе в этой норме понимается появление:

— на своем рабочем месте;

— на территории организации — работодателя;

— на территории объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию.

Закон не уточняет, подлежит ли применению пп. «б» п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ, если работник находился на работе в состоянии опьянения в нерабочее время. В связи с этим в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (далее — Постановление Пленума N 2) разъясняется, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в состоянии опьянения. Соответственно, за нахождение в состоянии опьянения хоть и на территории работодателя, но в нерабочее время работник не может быть уволен.

Как только работодатель обнаружит, что работник находится в рабочее время в состоянии опьянения, он обязан в соответствии со ст. 76 ТК РФ отстранить такого сотрудника от работы на весь период времени до устранения такого состояния. Однако при оценке правомерности увольнения за появление на работе в состоянии опьянения не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с указанным состоянием (п. 42 Постановления Пленума N 2).

Будучи дисциплинарным взысканием, увольнение за появление на работе в состоянии опьянения требует соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 193 ТК РФ. Если же такой порядок не был соблюден (в частности, от работника не было затребовано письменное объяснение или не была учтена тяжесть совершенного проступка), сотрудник подлежит восстановлению на работе.

В ходе судебного разбирательства по поводу законности увольнения представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, необходимо работодателю (п. 53 Постановления Пленума N 2). Поэтому последний заинтересован в том, чтобы обеспечить максимально достоверные доказательства факта появления работника на работе в состоянии опьянения.

Это означает, что в ситуации, когда доказано только употребление, но не состояние опьянения, увольнение работника признается незаконным. На рабочее время должно приходиться не время употребления, а время нахождения в состоянии опьянения. Если собранные работодателем доказательства подтверждают нахождение в состоянии опьянения только после окончания рабочего дня (смены), уволенный работник может быть восстановлен на работе .

О правомерности уничтожения зеленых насаждений в населенных пунктах

В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам правомерности сноса зеленых насаждений в населенных пунктах, полагаем необходимым разъяснить следующее.

Так, в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Вопросы озеленения территорий городов регулируется Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации». На основании п. 6.1 Правил землепользователи обязаны обеспечить сохранность насаждений, квалифицированный уход за насаждениями, принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборки сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях.

В силу п. 3.1.4.2 Правил надлежащий уход за зелеными насаждениями включает в себя и своевременное удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей деревьев. В то же время при спиливании (удалении) древесных пород необходимо следовать нормативам, определенным п.п. 3.1.4.14-3.1.4.17 Правил, только после проведения обследования зеленых насаждений и составления акта обследования.

Согласно п.п. 8.6.1, 8.6.2, 8.6.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.11.2011 № 613, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы благоустройства территорий муниципальных образования, также указано землепользователям на необходимость содержания и сохранности зеленых насаждений с проведением обрезки и вырубки сухостоя и аварийных деревьев, вырезки сухих и поломанных сучьев, которые несут вследствие антропогенных воздействий реальную угрозу здоровью граждан, их имуществу, зданиям и сооружениям.

Данные правовые акты носят рекомендательный характер, вместе с тем они используются судами  при вынесении решений

Бесплатные сайты в информационно-телекоммуникационной

сети «Интернет»

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 21 июля 2015 г. № 259 утвержден Перечень сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которым предоставляется оператором универсального обслуживания бесплатно. 

Согласно данному Перечню оператор универсального обслуживания обязан предоставлять бесплатный доступ к 2081 сайтам.

Это сайты федеральных и региональных органов власти, официальный интернет-портал правовой информации, портал государственных услуг, общероссийская база вакансий, сайты СМИ для официального опубликования нормативных актов, единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, интернет-ресурс Европейского Суда по правам человека.

Перечень сайтов обновляется и корректируется не реже 1 раза в год.

Расширен перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за несоблюдение требований пожарной безопасности по ст. 20.4 КоАП РФ

В соответствии с внесенными Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 283-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об АП, включены руководители пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы (ФПС), созданных для организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальных подразделений ФПС) либо в ЗАТО, особо важных и режимных организациях (специальных и воинских подразделений ФПС).

Поправки касаются нарушений требований пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ). Протоколы будут составляться при обнаружении данных, указывающих на наличие события правонарушения в границах пожарно-спасательного гарнизона или организации, в которой вопросы профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ отнесены к компетенции специального или воинского подразделения ФПС, при осуществлении тушения пожара и проведении аварийно-спасательных работ.

Новая обязанность некоторых категорий госслужащих

Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» внесены изменения в Законы о статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, о прокуратуре, о Судебном департаменте, об общих принципах организации органов власти регионов, об основных гарантиях избирательных прав, о ЦБ РФ, о госслужбе, о муниципальной службе, о противодействии коррупции, об особенностях госслужбы в системе МВД России, о безопасности, об СК РФ, о службе в органах внутренних дел, о Счетной палате, а также к Трудовому кодексу РФ.

Внесенными изменениями установлена обязанность лиц, замещающих государственные должности, и некоторых иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Федеральный закон вступает в силу 17 октября 2015 г.

Запрет на отказ в признании безработными бывшим индивидуальным предпринимателям, не представившим справку о среднем заработке по последнему месту работы

6 октября 2015 года Конституционным Судом РФ вынесено Постановление N 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского», в соответствии с которым запрещено отказывать бывшим индивидуальным предпринимателям, не представившим справку о среднем заработке по последнему месту работы, в признании безработными.

Решение о признании гражданина безработным принимается согласно Закону о занятости населения при представлении им определенных документов, в том числе — справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что органы службы занятости не могут отказывать гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, в признании безработными на том лишь основании, что ими не представлена данная справка. Таков конституционно-правовой смысл положений названного закона, определяющих порядок и условия признания граждан безработными. И поэтому данные нормы не противоречат Конституции РФ.

В противном случае создавались бы искусственные препятствия для признания этих граждан безработными и реализации ими прав, гарантированных безработным в целях оказания помощи в трудоустройстве и социальной поддержки в период безработицы. В результате нарушалось бы право граждан на защиту от безработицы, закрепленное Конституцией РФ.

Конституционный Суд посчитал, что от размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не зависят ни допустимость предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни размеры пособия по безработице и стипендии на период профобучения и получения дополнительного профобразования. Следовательно, чтобы оказать данным гражданам содействие в подборе подходящей работы и назначить указанные выплаты, органам службы занятости не требуется обязательно устанавливать размер их среднего заработка по последнему месту работы.

Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не должно служить препятствием и для предоставления им иных мер господдержки в области содействия занятости и защиты от безработицы.

Изменения в антимонопольное законодательство

5 октября 2015 года принят Федеральный закон N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусмотрены меры о снижению административной нагрузки на бизнес. В частности, решено отказаться от признания доминирующей компании, доля которой не превышает 35%. Отменяется ведение реестра лиц, занимающих на товарном рынке долю свыше 35%.

В соответствии с изменениями Правительство РФ наделено правом устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся естественным монополистом, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 70%. Прописываются требования к содержанию таких правил. Правила вводятся, если антимонопольный орган выявил факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Уточняются понятие картеля и критерии допустимости «вертикальных» соглашений. Согласно поправкам к последним может относиться и агентский договор.

Конкретизирован запрет на недобросовестную конкуренцию. Детально прописываются ее формы.

Совершенствуется порядок осуществления контроля за субъектами естественной монополии.

Так, только с предварительного согласия антимонопольного органа должны заключаться соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности, если суммарная стоимость их активов превышает 7 млрд. рублей либо их общая выручка за год составляет более 10 млрд. рублей.

Уточняются антимонопольные требования к заключению договоров с финансовыми организациями при проведении госзакупок. Из перечня услуг, которые приобретаются только через открытый конкурс (аукцион), исключены услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Требование о наличии определенного рейтинга госзаказчики могут вводить только при условии несоответствия финансовой организации требуемому уровню финансовой устойчивости и платежеспособности. Его определяют исходя из представляемой в ЦБ РФ отчетности.

Расширены полномочия антимонопольных органов. В частности, они могут выносить предостережения и предупреждения должностным лицам органов власти.

Также усовершенствован порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения к административной ответственности.

Федеральный закон вступает в силу 5 января 2016 г., за исключением статьи 4 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу 6 октября 2015 г.

Уровень доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере труда и занятости, социальной защиты населения повышается

01 января 2016 года вступает в силу Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный Приказом Минтруда России от 30.07.2015 N 527н.

Целью данного нормативного правового акта является повышение уровня доступности зданий, объектов для инвалида.

Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов должно осуществляться органами службы занятости и организациями социального обслуживания субъектов РФ, социальной защиты населения, государственными инспекциями труда, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными органами Пенсионного фонда РФ и др.

Приказом установлено, что в таких объектах для инвалидов среди прочих должен быть оборудован доступный, беспрепятственный вход в здание; обеспечена возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, сопровождения в случае необходимости; инвалиду должно оказываться содействие при входе в объект и выходе из него, предоставляться информация о правилах предоставления услуги, оказываться помощь в оформлении необходимых документов и др.

Кроме условий доступности услуг, органами и организациями, предоставляющими услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, обеспечивается при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы размещение помещений, в которых предоставляется государственная услуга, преимущественно на нижних этажах зданий.

При оказании содействия инвалидам в трудоустройстве органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами (учреждениями), предоставляющими услуги в сфере занятости, и работодателями обеспечивается:

— привлечение представителей общественных организаций инвалидов к разработке мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению инвалида в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы о рекомендуемом характере и условиях труда;

— содействие в производственной адаптации инвалида, включая приспособление к условиям профессиональной среды, к содержанию и режиму профессиональной деятельности, уровню производственных нагрузок;

— оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для инвалидов, в том числе создаваемых в рамках региональных программ содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с основными требованиями к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 685н;

— выполнение квоты для приема на работу инвалидов в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

— создание инвалидам необходимых условий труда.

Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты в арендуемых объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров условий о выполнении собственником требований по обеспечению доступности для инвалидов данного объекта.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности

Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 года № 1062 было принято Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (далее — Положение).

Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В Положении определены: лицензионные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии и лицензиату; грубые нарушением лицензионных требований; требования к заявлению, направляемому или предоставляемому для получения лицензии; перечень документов, прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии; перечень сведений, необходимых для переоформления лицензии в случае намерения лицензиата заниматься лицензируемой деятельностью по адресу, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении или переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документах, о соответствии соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о ходе принятия им решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, сведения об аннулировании лицензии, а также о предоставлении дубликата лицензии.

Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

Одной из обязанностей государственных и муниципальных служащих, установленных антикоррупционным законодательством, является обязанность уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Указанная обязанность закреплена в ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». 

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) определяется самостоятельно каждым органом власти. Как правило, уведомление работодателя о склонении служащего к коррупционному правонарушению должно осуществляться незамедлительно. В уведомлении подробно должны отражаться все сведения, связанные с противоправным поведением потенциального взяткодателя, его установочные данные, дату, время, обстоятельства, сущность предложения, а также информация о заявителе. Уведомление подлежит обязательной регистрации в специальном журнале.

Кроме того, служащий обязан уведомлять не только об обращении непосредственно к нему в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, но и о ставших ему известных фактах обращения с незаконными предложениями к его коллегам.

Наряду с работодателем в обязательном порядке подлежат уведомлению о всех случаях склонения служащего к коррупционному правонарушению органы прокуратуры, иные государственные органы — по усмотрению работника в зависимости от конкретной ситуации. 

При этом к заявлению служащего следует прилагать имеющиеся материалы, к примеру, видео-, аудиозапись, письменные доказательства.

Данная информация при наличии соответствующих оснований будет являться поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ст.19.28 КоАП РФ в отношении юридического лица, от имени или в интересах которого совершено коррупционное нарушение, и в ряде случаев для инициирования уголовного преследования по фактам дачи взятки, покушения на дачу взятки или посредничества во взяточничестве.

Невыполнение служащим установленной ст.9 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение со службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наряду с этим, антикоррупционное законодательство предусматривает гарантии защиты лиц, исполнивших указанную обязанность. Согласно ч.4 ст.9 ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, государственному или муниципальному служащему работодателем обеспечиваются гарантии, предотвращающие его неправомерное увольнение, перевод на нижестоящую должность, лишение или снижение размера премии, перенос времени отпуска, привлечение к дисциплинарной ответственности в период рассмотрения представленного государственным или муниципальным служащим уведомления.

В случае привлечения к дисциплинарной ответственности государственного или муниципального служащего, обоснованность такого решения рассматривается на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в соответствии.

Административная и уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения

Статья 12.8. ч. 1 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.

За данное правонарушение виновному лицу грозит административный штраф в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

С 01 июля 2015 г. вступила в силу статья 264.1. Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

Уголовная ответственность наступает в случае управления автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 Уголовного кодекса РФ либо ст. 264.1. УК РФ.

Для целей статьи 264 и статьи 264.1 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Максимальное наказание поданной статье предусмотрено в виде лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В связи с принятием данной нормы ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, предусматривавшая ответственность за повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, с 01.07.2015 г. признана утратившей силу.

Новеллы в законодательстве о противодействии коррупции

Федеральным законом от 03.11.2015 №303-ФЗ в законодательные акты Российской Федерации внесены изменения в части, касающейся противодействия коррупции.

В частности, Федеральным законом предусматривается:

распространение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, на глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований. В частности, запрет на иностранные счета помимо глав городских округов и муниципальных районов теперь касается и глав местных администраций, депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и депутатов, замещающих должности в указанных представительных органах. При этом будет действовать переходный период для выполнения лицами, замещающими муниципальные должности, такого запрета — им необходимо закрыть свои иностранные счета и уведомить об отказе в доверительном управлении их имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты, в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона. Неисполнение такой обязанности повлечет досрочное прекращение полномочий указанных лиц;

установление возможности осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности на непостоянной основе, их доходам;

ответственность в виде досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации за непредставление или несвоевременное представление ими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Доступная среда

Правительство РФ своим постановлением от 1 декабря 2015 № 1297 утвердило государственную программу «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

Согласно новой редакции программы, ключевой ее целью является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. В числе основных задач:

• обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

• обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству;

• обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

В составе программы выделено три подпрограммы — «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» и «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».

В рамках реализации программных мероприятий планируется создание и ведение федерального реестра инвалидов, а также ежегодный анализ содержащихся в нем сведений с направлением итогового отчета в контрольно-надзорные органы.

В Программе предполагается поддерживать программы общественных организаций инвалидов с целью оказания содействия инвалидам при трудоустройстве и ориентировать работодателей в целях эффективного трудоустройства инвалидов. 

Планируется формирование доступности для инвалидов в образовательных организациях профессионального образования в рамках госпрограммы в составе региональных программ субъектов РФ и т. д.

Установлены ограничения закупок импортных лекарств

Правительство РФ своим постановлением от 30 ноября 2015 № 1289 установило ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В частности, установлена обязанность заказчика в рамках закупок указанных лекарственных препаратов отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке лекарств, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза).

Такие ограничения будут действовать при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства — члены Евразийского экономического союза. Оговорено, что заявки не должны содержать предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.

При этом данные ограничения не будут применяться до 31 декабря 2016 года при закупке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых на территориях государств — членов Евразийского экономического союза проводится их упаковка. Помимо этого, ограничения не коснутся случаев размещения извещений о закупках лекарственных препаратов до вступления в силу постановления, а также закупок лекарств заказчиками, работающими на территории иностранного государства, для обеспечения своей деятельности на этой территории.

Принятое решение должно способствовать развитию отечественного производства лекарственных препаратов.

Перераспределены полномочия по решению вопросов местного значения

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 357-ФЗ вопросы местного значения, решаемые сельскими поселениями, переданы на уровень муниципальных районов.

Поправки касаются перераспределения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов по решению вопросов местного значения.

Так, за муниципальными районами закреплены вопросы местного значения, которые ранее решались сельскими поселениями. Вопросы местного значения в сферах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, землепользования, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, природопользования, культуры на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов, если региональными законами эти вопросы не закреплены за сельскими поселениями.

Также урегулированы вопросы создания органов местного самоуправления внутригородских районов и их взаимодействия с органами местного самоуправления городских округов, в составе которых они образованы. Определены полномочия органов местного самоуправления внутригородских районов.

Сознательные граждане с 1 января 2016 года получат возможность уплачивать штраф в меньшем размере

С 1 января 2016 года вступает в законную силу Федеральный закон №437-ФЗ от 22.12.2014 «О внесении изменений в Кодекс Российской Феде-рации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения».

Данный закон направлен на стимулирование граждан уплачивать штрафы за совершенные правонарушения в области безопасности дорожного движения в кротчайшие сроки после вынесения постановления о привлечении лица к административной ответственности.

В частности, данным законом статья 32.2 КоАП РФ дополнена пунктом 1.3 согласно которому при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса (административные правонарушения в области дорожного движения), не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении адми-нистративного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Данная статья содержит ряд исключений, а именно по уплате штрафов за правонарушения, предусмотренные частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, ча-стью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

Кроме того, следует учитывать, что в случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Об ОСАГО

Федеральным законом от 28 ноября 2015 № 349-ФЗ внесены изменения в статьи 25 и 26 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в соответствии с которыми скорректированы Законы об ОСАГО и об организации страхового дела.

С 01.07.2015 договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.

До внесения изменений предусматривалось, что для целей заключения договора в электронной форме сообщение страхователем в заявлении о заключении договора номера своего индивидуального лицевого счета приравнивается к заявлению, подписанному простой электронной подписью страхователя.

Данная норма Закона об ОСАГО поправками исключена. Дело в том, что сведений, содержащихся в заявлении, достаточно для однозначной идентификации страхователя. При этом в качестве простой электронной подписи на практике применяются имя пользователя и пароль.

Соответственно, сообщение номера индивидуального лицевого счета является избыточным.

До внесения изменений Закон об организации страхового дела предусматривал, что для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию и взаимному страхованию страховщики формируют страховые резервы. Под формированием страховых резервов понимались актуарное оценивание обязательств страховщиков по осуществлению предстоящих страховых выплат по договорам страхования, перестрахования и по исполнению иных действий по указанным договорам (страховых обязательств).

Взамен установлено, что для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики на основании актуарных расчетов определяют выраженную в денежной форме величину страховых резервов (формируют страховые резервы) и обеспечивают их активами (средствами страховых резервов). Средств страховых резервов должно быть достаточно для исполнения обязательств страховщиков по осуществлению соответствующих страховых выплат и исполнения иных действий по обслуживанию указанных обязательств.